Предлагаемый доклад посвящен вопросу о роли произведений Ф.М. Достоевского в творческой практике художников петербургского объединения «Мир искусства». Сегодня имя Достоевского относится к кругу писателей наряду с Ч. Диккенсом, Э. Золя, П. Верленом и др., которые обозначают культурный горизонт мирискусников. Во многих случаях это верно, но анализ творческой практики Мстислава Добужинского и Александра Бенуа, близких друзей на протяжении многих лет, с привлечением анализа их воспоминаний наряду с формальным анализом их работ позволяет говорить о роли произведений Достоевского как источников в искусстве обоих мастеров.
С именами Добужинского и Достоевского связано одно из ярчайших достижений в области иллюстрации: рисунки к посети «Белые ночи». Однако анализ воспоминаний художника позволяет видеть, что произведения Достоевского повлияли на разные аспекты образа Петербурга в его творчестве, а также на образ паука-дьявола.
Что касается Александра Бенуа, то Достоевский оказал влияние на его деятельность как историка русского искусства. Образы из произведений писателя Бенуа использовал во второй части работы «История русской живописи в XIX веке» (1902) для выражения собственного понимания своеобразия интерпретации отдельных, преимущественно трагических сюжетов из отечественной действительности и истории в работах русских художников последней трети XIX века.
Несмотря на разные сферы деятельности Добужинского и Бенуа, на которые оказали влияние произведения Ф.М. Достоевского, выявление их роли в качестве источников творчества обоих мирискусников позволяет расширить существующее на сегодняшний день представление о становлении и генезисе в русском искусстве и истории искусства начала XX века.
Публикации автора по теме:
1. Завьялова А. Александр Бенуа и Константин Сомов. Художники среди книг. М.: БуксМарт, 2012
2. Завьялова А. Литературные источники образов и символов в творчестве Мстислава Добужинского (Х.К. Андерсен и Ф.М. Достоевский) // "Эпоха символизма: встреча литературы и искусства" М.: Издательский центр "Азбуковник", 2016
3. Завьялова А.Е. «Дом на Фонтанке»: к вопросу о становлении образа Петербурга в творчестве Мстислава Добужинского // Обсерватория культуры. 2019, т.16, № 5. С.526–535
4. Завьялова А.Е. Рисунки Гюстава Доре в творчестве Мстислава Добужинского // Обсерватория культуры. 2022 № 6 (Т.19) С.596-603
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.